Развтие речи – важнейшее условие умственного
развития ребёнка.
Речь – это форма
общения людей посредством языка. Как только ребёнок рождается, он немедленно
встречается с человеческой речью.
Как считает известный
педагог Луи Блум, на языковое развитие детей влияют следующие три момента:
v Возможность
слышать речь вокруг себя;
v Участие
в различных видах деятельности, не связанных с языком, например, играть в мяч,
завязывать шнурки на ботинках и т.п.
v Организация
познания, т.е. мышление и память.
Речевое общение
организует совместную деятельность
детей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных
отношений.
Развитие речи играет
большую роль в формировании мышления детей, т.к. именно посредством общения
происходит выражение мыслей и
умозаключение детей; становится средством осуществления мыслительных операций.
Развитие мышления происходит по мере участия ребёнка в жизни люде использования
им предметов , его взаимодействия и с теми, и с другими.
Тесно
связана речь и с другими психическими процессами: восприятием, запоминанием и
воспроизведением; существенная роль речи в воображении, при осознании своих
эмоций, регуляции своего поведения.
Поскольку
родителям, так или иначе, приходится быть основными учителями языка для своего
ребёнка, они могут влиять на этот процесс. Речь идёт о том, чтобы показать
ребёнку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.
Перед нами
стоит задача: сделать так, чтобы ребенок почувствовал
многообразие значений слова, его оттенков. Начать
можно с придумывания сравнений. Вы даете ребёнку апельсин, весь кругленький,
крепенький, упругий, солнечного, теплого цвета. А каким назовет его ребенок? На
что, по мнению ребенка, похож апельсин? С чем его можно сравнить? Как его
изобразить на бумаге? В ответах на эти вопросы рождаются слова и входят в речь
ребенка. Образ, который формируется на основе восприятия (малыш видит апельсин,
гладит, сжимает, нюхает), создается и словами-признаками, и словами-предметами.
Важно, на наш
взгляд помнить о том, что:
§ Для ребёнка вы являетесь языковым и речевым образцом – ведь дети
учатся языку, подражая, слушая, наблюдая и трогая руками;
§ Ваш ребёнок будет обязательно говорить так, как говорят окружающие
его люди – члены семьи;
§ Ваш ребёнок будет постоянно изучать то, что он наблюдает, и
понимать он будет гораздо больше, чем может сказать.
В
наполненной любовью подготовительной среде ребёнок должен чувствовать себя
защищённым и иметь возможность для естественного и спонтанного самовыражения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий